Адаптация детей к дестскому саду
Скоро наступит осень, а это значит, что нужно будет снова вести малышей в детский сад. Чтобы не было проблем с адаптацией, предлагаю начинать готовиться к 1 сентября уже сейчас.
Тема адаптации детей к детскому саду актуальна всегда. Адаптация - это нормально, это естественно. Это процесс вхождения ребёнка в новую для него среду. Это ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ, то есть это заложено природой. Это проявление инстинкта самосохранения и от этого никуда не деться. После стрессовой ситуации возникает СИНДРОМ АДАПТАЦИИ – это неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции и т.п.), вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей.
Период привыкания ребёнка к новым социальным условиям делится на три этапа:
- ОСТРЫЙ ПЕРИОД – само рассогласование! В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, появляются изменения в деятельности нервной системы.
- ПОДОСТРЫЙ ПЕРИОД – ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывает новые формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Сначала нормализуется аппетит в течении 10-15 дней, но нарушения сна и эмоцианального состояния более продолжительны – 40-60 дней. Медленно развивается игра и речевая активность.
- ПЕРИОД КОМПЕНСАЦИИ или адаптированности – нормализуются все показатели.
В зависимости от характера и особенностей протекания первых двух периодов выделяются лёгкая, средняя и тяжёлая степень адаптации.
- Лёгкая степень – к 20 дню пребывания нормализуется сон, ребёнок нормально ест, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более 10 дней.
- Средняя степень – к 30 дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются. Заболеваемость – до двух раз сроком не более 10 дней.
- Тяжёлая степень – поведенческие реакции нормализуются к 60 дню. Распираторные заболевания более трёх раз, сроком более 10 дней. Ребёнок не растёт, не прибывает в весе в течении двух кварталов.
Причинами тяжёлой адаптации могут быть:
- Отсутствие режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми другими детьми и взрослыми.
- Наличие отклонений в здоровье (со стороны неврологических и соматических статусов).
Что же испытывает ребенок в период адаптации?
- Отрицательные эмоции. Они присутствуют у ВСЕХ привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления – от испорченного настроения до настоящей депрессии.
- Страх. Это состояние испытывает каждый ребёнок, привыкающий к детскому саду. Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей и других детей, а самое главное – уверенностью ребёнка в том, что родители не придут за ним.
- Злость, гнев. Ребёнок протестует против наступивших в его жизни изменений.
Как же помочь ребенку в период адаптации к ДОУ?
- Расширяйте круг общения ребёнка, помогайте ему преодолевать страх перед незнакомыми людьми, учите делиться игрушкой.
- В выходные дни не меняйте режим дня.
- Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
- Помогите ребёнку разобраться в игрушках: используйте показ действий с ними, вовлеките ребёнка в совместную игру.
- Эмоционально поддержите малыша: чаще обнимайте, гладьте, называйте ласковыми именами.
- Заранее приучайте ребёнка к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.
- Дайте ребёнку в детский сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить его оставить в садике и наутро снова с ней встретиться.
- Ни в коем случае не пугайте детским садом! Не наказывайте им, забирайте домой малыша вовремя!
- Поиграйте с малышом в детский сад, используя домашние игрушки.